eot_orel (eot_orel) wrote,
eot_orel
eot_orel

Category:

Великая Отечественная война. Часть 42. Операция «Январский гром»

14 января 1944 года началась операция «Январский гром», завершившаяся полным снятием блокады Ленинграда.



Напомним, 8 сентября 1941 года немецкие войска с юга и финские с севера замкнули блокаду вокруг второго по величине города и промышленного центра СССР – Ленинграда.

На этот момент в самом городе и его пригородах проживало около трёх миллионов человек гражданского населения. Оборону в осаде держали силы Балтийского флота (адмирал Владимир Филиппович Трибуц) и войска Ленинградского фронта (маршал СССР Клемент Ефремович Ворошилов, затем генерал армии Георгий Константинович Жуков до 10 октября 1941г.).



Связь Ленинграда с «большой землёй», а, следовательно, и снабжение города, осуществлялось по воздуху и Ладожскому озеру. В связи с этим в городе и окрестностях вспыхнул страшный голод, от которого, по разным оценкам, умерло от 600 тысяч до одного миллиона человек. В это число не входят погибшие солдаты и матросы, но мирные люди гибли также от постоянных бомбардировок фашистской авиацией и артобстрелов.

Советское руководство придавало огромное значение усилиям по снятию блокады. Сразу был организован «воздушный мост», по которому в Ленинград доставлялось продовольствие, медикаменты и т.д., а из города вывозились люди (прежде всего дети), предметы культурного наследия, а также тяжелораненые бойцы. Однако усилий авиации было крайне недостаточно для города с населением в несколько миллионов человек и войск армии и флота. Связь же по Ладожскому озеру была очень ненадёжной и опасной.

Во-первых, навигация по озеру была осложнена специфическими ветрами, течениями и штормами. Во-вторых, немцы простреливали и бомбили участки фарватера, по которым могли двигаться суда. Поэтому более-менее надёжная связь установилась только с наступлением зимы, когда по льду озера была проложена так называемая «Дорога жизни», по которой могли двигаться грузовики в город и обратно. Всего по «Дороге жизни» и «воздушному мосту» из Ленинграда было эвакуировано более полутора миллионов человек, ввезены сотни тысяч тонн грузов. В самом Ленинграде весь период блокады работали промышленные предприятия, выпускавшие продукцию для нужд фронта, в том числе тяжёлые танки «КВ».



Помимо этих мер Ставка Верховного Главнокомандования постоянно предпринимала попытки прорыва блокады. До 1943 года было проведено несколько таких операций, но все они, к сожалению, закончились безрезультатно. И только в 1943 году сухопутное сообщение города с «большой землёй» было частично восстановлено.

Однако положение в Ленинграде оставалось напряжённым. Гитлеровцы продолжали бомбить и обстреливать город и подъездные пути к нему. Необходимость полного снятия блокады оставалась первостепенной задачей.

С этой целью 14 января 1944 года РККА начала наступательную стратегическую Ленинградско-Новгородскую операцию, первый этап которой получил кодовое наименование «Январский гром». Ленинградскому фронту (командовал им к этому моменту генерал армии Леонид Александрович Говоров) и Балтийскому флоту противостояли войска немецкой группы армий «Север» (генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер).



Красная Армия нанесла одновременные удары из-под Ленинграда и Новгорода (здесь наступали войска Волховского фронта). К 21 января Советские войска подошли вплотную к Октябрьской железной дороге, связывающей Ленинград с центральными районами страны. После массированных ударов артиллерии и авиации немцы побежали, и в тот же день наши войска взяли станцию Мга. К 30 января было полностью восстановлено движение по Октябрьской железной дороге, что означало окончательное снятие блокады Ленинграда.

Снятие блокады Ленинграда явилось выдающейся победой не только советских солдат, матросов и офицеров, но и жителей осаждённого города, которые более двух лет героически держались в голодном городе, выходя при этом на работу, производя для Красной Армии всё: от шинелей до танков.

А ведь немецкое командование и руководство Рейха рассчитывали на то, что город полностью вымрет. Фашисты даже не планировали входить в Ленинград, пока там остаётся хоть один живой человек. Были изданы приказы для установки минных полей, на которых должны были подрываться «толпы бегущих из города жителей».

Немецкие стратеги рассуждали о том, что останавливать этих людей следует только так или при помощи дальнобойной артиллерии, чтобы не травмировать психику пулемётчиков, которым пришлось бы в противном случае расстреливать в упор женщин, детей и стариков, которые будут пытаться вырваться от голодной смерти… Всем этим планам не суждено было сбыться. Советские люди выстояли в невероятных условиях, когда по всем законам физики и медицины продержаться было невозможно.



В конце хотелось бы обратить внимание на цифры умерших и погибших жителей города. Некоторые «историки» заявляют о 1,5 или даже 2 миллионах человеческих жертв. Но у этих «историков» совсем плохо с математикой и логикой. Если в городе и пригородах на момент блокады было 3 миллиона человек, вывезли на «большую землю» 1.5 миллиона, то при полутора-двух миллионах умерших кто вообще остался в Ленинграде? А осталось там в конце января 1944 года более 600 тысяч человек.

1 мая 1945 года городу Ленинграду было присвоено высокое звание «город-герой».



Tags: Великая Отечественная война, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments