eot_orel (eot_orel) wrote,
eot_orel
eot_orel

Category:

Деиндустриализация как следствие экономического кризиса



Тяжелые времена, наступившие для российской экономики, не могли не сказаться на такой жизненно важной отрасли народной хозяйства как промышленность. С конца прошлого - начала нынешнего года приостановил работу Новочеркасский электровозостроительный завод, без работы остались 10 тысяч человек. Начались перебои в работе сборочных конвейеров ряда автопроизводителей, стала появляться информация о грядущих остановках производств и сокращениях на вагоностроительных заводах, что имело под собой веское основание из-за отмены электричек в ряде областей (Вологодской, Псковской, Тверской, Тульской, Нижегородской, Тамбовской, частично в Орловской) и в Зайбальском крае. Несмотря на прямое вмешательство президента, который своим волевым решением вернул электрички, деиндустриальные тенденции продолжили набирать обороты. Ниже представлены факты деиндустриального сползания, произошедшие с начала февраля:

05.02 Уралвагонзавод отправил в вынужденный отпуск несколько тысяч работников

01 Цитата:
«Несколько тысяч сотрудников нижнетагильского Уралвагонзавода (УВЗ) отправлены в вынужденный двухнедельный отпуск. При этом производство военного назначения на предприятии полностью загружено и туда принимаются сотрудники.
На УВЗ работает около 30 тыс. человек.
В двухнедельный отпуск, который продлится с 4 по 18 февраля, отправлены сотрудники вагоносборочного производства, а также часть металлургического. Им сохранены две трети от средней заработной платы, которая составляет порядка 30 тыс. рублей.
Ранее в интервью РБК генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко заявлял, что «политика Центрального банка ведет к тому, что промышленность может лечь». «В вагонном сегменте мы точно потеряли всех потребителей – ставка по кредитам 27–32% при том, что рентабельность вагонов ниже нуля», – говорил он. По его словам, «сегодня фактически нет рынка грузовых вагонов, и если его не стимулировать, то можно вообще потерять».


09.02 Тверской вагоностроительный завод закрылся на месяц из-за кризиса

Цитата:
«Тверской вагоностроительный завод приостановил работу на месяц из-за сложной экономической ситуации. Предприятие является крупнейшим в России и СНГ по производству пассажирских вагонов
Простой будет длиться до 10 марта. «Это связано с тем, что объем планируемых заказов на 2015 год вдвое меньше по сравнению с прошлым годом», – цитирует Жарняк ТАСС. Она также добавила, что в портфеле завода сейчас имеется один подписанный контракт на изготовление всего 15 двухэтажных пассажирских вагонов, при том что предприятие способно производить до 1,2 тыс. вагонов в год. Ранее сообщалось, что в связи с незагруженными производственными мощностями администрация планирует до июня 2015 года сократить 30% сотрудников – без работы останутся 1967 человек.»


Стоит отметить, что вышеупомянутые закрытия вагоностроительных заводов произошли уже после президентского требования вернуть все электрички. Главная причина их закрытия – падение отечественной экономики, вызванное действиями ЦБ, спекуляциями, санкциями, и следующим из этого обрушением курса рубля. Одной политической воли, проявленной в одном решении, тут недостаточно.

Промышленный кризис ударил и по автомобилестроительной отрасли (в нашем случае уместнее говорить об «автомобилесборочной отрасли»):

29.01 Петербургский завод GM остановит конвейер из-за падения спроса

Цитата:
«В конце января стало известно, что петербургский завод General Motors, работавший с регулярными перебоями в 2014 году, снова остановит конвейер. На этот раз работа будет приостановлена почти на два месяца, с 23 марта по 15 мая. Причина та же, что и у завода Volvo в Калуге, – падение спроса и обвал российского автомобильного рынка. Незадолго до этого стало известно, что такой возможности не исключает и петербургский завод Nissan. 30 января газета «Коммерсантъ» со ссылкой на знакомый с ситуацией источник написала, что Ford Sollers может остановить конвейер сразу на двух своих заводах – во Всеволожске и на Набережных Челнах. «Мы работаем с апреля 2014 года в режиме неполной рабочей недели с плавающими днями простоев», – сообщил изданию представитель пресс-службы Ford Sollers»</div>


09.02 Автозаводы в России снижают производство и готовятся сокращать персонал

Цитата: «Так, с 24 февраля по 6 марта приостанавливает конвейер российское совместное предприятие французской PSA Peugeot Citroen и японской Mitsubishi – завод «ПСМА Рус». Работников отправляют в принудительный отпуск. На этом заводе около 40% рабочих трудятся по срочным договорам. Соседний завод Volkswagen предупредил трудовой коллектив о возможном сокращении 770 рабочих в случае ухудшения рыночной ситуации. На Ford ожидается двухмесячная остановка конвейера во Всеволожске и Елабуге, производство будет заморожено в феврале-марте. «Завод сейчас перешел на четырехдневную рабочую неделю, но, скорее всего, с 16 февраля будет простой. Не могу сейчас точно сказать, неделю или две. На счет сокращений пока речи нет. Скоро будут переговоры, постараемся хоть какие-то выбить гарантии», – рассказал глава профсоюза МПРА на заводе во Всеволожске Игорь Темченко. На АвтоВАЗе профсоюз предупреждает о начале «скрытых сокращений». Тольяттинский завод официально в конце января сообщал об увольнении более 1 тыс. клерков.»

11.02 Завод Volvo в Калуге приостановил производство грузовиков и сократил более 200 человек

Цитата:
«Завод Volvo в Калуге со среды временно приостановил производство грузовиков. Помимо этого на предприятии сокращено около 30% сотрудников (более 200 человек), сообщил ТАСС представитель пресс-службы компании Volvo Group.
С какого числа завод возобновит сборку, он не уточнил.
До момента возобновления производства в Калуге поставка грузовых автомобилей клиентам будет осуществлять с европейских предприятий Volvo Group в Швеции, Бельгии и Франции.
Производство грузовых автомобилей в 2014 году рухнуло почти на 26%, до 154 тыс. единиц, а автобусов – на 18,2%, до 43,2 тыс. штук, говорится в материалах Росстата».


Все это напоминает осознанную диверсию против российской промышленности, но ситуация намного сложнее. Несмотря на то, что политика, как часть надстройки, определяется базисом - производственными отношениями, экономикой, нельзя отрицать объявленной России холодной войны, санкций, внешнеполитического давления. Следствие может оказывать обратное воздействие на причину, породившую его, так же и политика может вмешиваться в экономические отношения, породившие эту политику. Истории известны случаи, когда политическая воля властвующего субъекта заставляла господствующий класс, в нашем случае капиталиста, нести экономические убытки в угоду политике. Современный пример – закрытие ресторанов очень прибыльной сети фастфуда Макдоналдс в Крыму после присоединения к России по «независящим от сети производственным причинам». Наверное, всем понятно, что дело тут не только в трудностях с логистикой и банковским обслуживанием.
Не стоит абсолютизировать значение этого фактора и впадать в конспирологию, но и отрицать его было бы заблуждением.

Чтобы понять экономическую составляющую промышленного кризиса, надо уяснить для себя следующее. Советская промышленность планомерно разрушалась на протяжении 90-х годов, сейчас же имеют место несколько иные тенденции. Следует разделить государственный сектор промышленности и иностранный, корпоративный. Несмотря на то, что государство способно в определенной степени влиять на пришедших в Россию иностранных автопроизводителей, оно не может заставить их работать себе в убыток. Экономическая целесообразность заставляет последних сворачивать производства в России и без зазрения совести сокращать персонал. Главное благо для капиталиста – прибыль, в парадигме достижения максимальной прибыли люди рассматриваются только как обезличенные трудовые ресурсы. Ничего личного. Наемный работник – это всего лишь винтик в механизме, существование которого необходимо поддерживать на предельно допустимом низком уровне, тратить на него больше минимума (если он согласен на минимум) – экономически нецелесообразно. Если затраты на содержание трудовых ресурсов растут, а прибыль падает – от трудовых ресурсов избавляются или заменяют более дешевыми. Это становится особенно заметно во время кризиса.

Государственный сектор экономики в условиях господства капитализма подвержен тем же тенденциям. Условно наш «АвтоВАЗ», несмотря на растущую в нем со временем долю иностранного капитала, так же должен работать ради прибыли, что в последние годы все труднее и труднее. При государственно-олигархическом капитализме грань между государством и транснациональными империалистическими корпорациями стирается. В таких условиях государственная машина может долго буксовать на месте, демонстративно борясь с локальным произволом, но неминуемо сползет в обрыв.

Гнаться за прибылью, относиться к людям исключительно как к трудовым ресурсам можно только в обществе, где человек человеку волк (Homo homini lupus est). В таком обществе действуют законы взаимного пожирания, экспансия капитализма обнажает их с поразительной беззастенчивостью. Не участвовать в пожирании себе подобных в современном обществе невозможно. Единственная альтернатива праздному прозябанию и конечной гибели - построение общества, радикально отличного от этого, построение общества любви. Построение коммунистического общества.


06


Что, по вашему мнению, является главной причиной сокращений на промышленных предприятиях с начала года?

экономическая необходимость
1(11.1%)
проявление холодной войны против России со стороны внешнего врага
2(22.2%)
осознанное нагнетание социальной нестабильности заинтересованными властными группами
3(33.3%)
все вышеперечисленное
3(33.3%)
свой вариант (написать в комментарии)
0(0.0%)

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment